Добро пожаловать на сайт учителя русского языка и литературы

Марфиной Ираиды Михайловны

"Моим стихам… Настанет свой черед…."

 

Литературно-музыкальная  композиция

(к 115 –летию  со дня рождения Марины Цветаевой(1892-1941) посвящается)

 

 

Цель: показать   величие гения, вызвать чувство радостного удивления, преклонения перед великой поэтессой и ее творчеством.

 

Задача: запомнить творчество Марины Цветаевой  навсегда.

Коррекционная задача: выразительное чтение стихов и прозы, активация подростков заниженной самооценкой.

 

Оформление: эпиграф, портрет поэтессы, ветка рябины в вазе, выставка книг и фото,

музыка из к-ф «Ирония судьбы» М. Таривердиева на стихи М. Цветаевой, «Лунная» соната Л. Бетховена

 

 

Звучит песня из кинофильма «Ирония  судьбы» (муз.М. Таривердиева , слова М.Цветаевой «Хочу  у  зеркала , где муть…»

 

Чтец 1 

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги  из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

-Нечитанным стихам!

Разбросанным в пыли по магазинам.

Где их никто не брал и не будет,

Моим стихам, как драгоценным винам.

Настанет свой черед.

 

Ведущий 1    

У любого большого поэта есть пророческие стихи, заглядывающие в будущее.Есть такие строки и у Марины Ивановны Цветаевой, это стих вы только что послушали. Поэзия  Марины Цветаевой остается современной. После более чем полувекового молчания настало время ее стихов. Мощь творчества Цветаевой, масштабность ее дарования, гениальности только начинают осознаваться по-настоящему. Творческий облик Цветаевой необычайно многогранен: самобытный поэт и неожиданный прозаик, оригинальный драматург и тонкий мемуарист, исследователь литературы и глубокий мыслитель.

 

Чтец 2: 

             «Душа и имя»

             Пока огнями смеется бал,

             Душа не уснет в покое.

             Но имя Бог мне иное дал:

             Морское оно, морское!

             В круженье вальса, под нежный вздох

          Забыть не могу тоски я.

          Мечты иные мне подал Бог:

          Морские они, морские!

          Поет огнями манящий зал,

          Поет и зовет, сверкая.

          Но душу Бог мне иную дал:

          Морская она, морская!

 

Ведущий 2:

Марина Цветаева родилась в Москве в 1892 году(26 сентября) 8 октября в небольшом уютном доме. В дневнике матери есть строки: «Четырехлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифме – может быть, будет поэт?»

Отец, Иван Владимирович Цветаев, в 29 лет уже был профессором Московского университета. Он –создатель первого в России Государственного музея изобразительных искусств. Мать, Мария Александровна, была незаурядным человеком. Упоение музыкой, способность к языкам, блестящая память, великолепный слог, стихи на русском и немецком языках, занятия живописью. Но жизнь матери оборвалась преждевременно и трагично: она умерла от чахотки, когда дочерям марине и Анастасии было 13 и 11 лет. От матери сестрам Цветаевым  досталось «спартанское презрение к сладкой жизни», «настороженное отношение к понятиям «деньги» и «слава», «отталкивание от сытости и самодовольствия». Материнская суровость оставила в Марине болезненное ощущение отсутствие женского тепла. Образ матери в представлении Марины навеки слился  с музыкой. Несмотря на отсутствие ласки и тепла, всем  самым лучшим в себе она все же обязана матери. Ей посвящены не только стихи, но и проза. Мать научила детей чувствовать боль- свою и чужую, сумела отвратить их от лжи и фальши внешних проявлений, даровав им раннюю мудрость.

 

Чтец 3: « МАМЕ» (1908-1915 г.г.)

 

Звучит «Лунная» соната Л. Бетховена        

 

Ведущий 3:

«Была картина в спальне матери- «Дуэль»… Первое , что я узнала о Пушкине, это- что его убили. Потом я узнала , что Пушкин- поэт , мой первый поэт , и  моего поэта – убили….  А затем  был «Памятник Пушкина». Мне нравилось … к нему бежать и, добежав, обходить…  Пушкин заразил меня любовью»- так вспоминала Марина Цветаева.

 

Ведущий 4:

Жить, чтобы любить, и любить, чтобы жить! Именно так можно охарактеризовать всю любовную лирику Цветаевой. Героиня Цветаевой без сожаления растворяется в своем любимом, сжигаемая страстью нежной. Для нее любовь есть отражение одного человека в другом, если это настоящая любовь.

«Моя первая любовная сцена была не любовная: он не любил ( я это поняла),… она любила, он ушел, она осталась. Это первая моя любовная сцена предопределила все мои последующие, всю страсть мне несчастной, невозможной, невзаимной любви»

 

Звучит песня из кинофильма «Ирония судьбы»  «Мне нравится, что вы больны не мной…»

Любовь у Цветаевой всегда «поединок роковой», всегда спор, конфликт и чаще всего- разрыв. Любовь у Цветаевой не бывает счастливой. Драматизм  в том, что души любящих не могут встретиться. Любовь для Цветаевой –«пожар в груди», та самая «единственная новость. которая   всегда нова». Любовь в цветаевской лирике нежна, безоглядна. Она может быть лукавой игрой и суровым испытанием.

 

Ведущий 5:

В 1910 году, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи выпустила Марина первый  поэтический сборник «Вечерний альбом». Его заметилию Первым заметил ее стихи поэт Максимилиан Волошин, он написал рецензию на ее сборник, а затем стихотворение. Вот строки из него:

               Кто вам дал такую ясность красок?

               Кто вам дал такую точность слов?

               Смелость все сказать- от детских ласок

               До весенних новолунных снов?

Волошин познакомил Марину с Сергеем Эфроном, ее будущим мужем. Они встретились 5   мая 1911 года на морском  берегу. Обвенчались они в январе 1912 года, и короткий промежуток между встречей их и началом Первой мировой войны был единственным в их жизни периодом  бестревожного счастья.

 

Чтец 4: «Откуда такая нежность?»

 

Ведущий 6:

Цветаева вступила в литературу на рубеже веков - в переломную эпоху, с ее все более сгущавшейся атмосферой предгрозья, в эпоху, предвещавшую «неслыханные перемены. Невиданные мятежи». Поэтов этого поколения – очень разных – объединяло ощущение трагизма того мира, в котором «уюта – нет. Покоя – нет». Ни один поворот роковой  времени не обошел ее . «Эхо мира» отозвалось во всей ее судьбе. Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи.

       1914 год, Первая мировая война… Сережа отправляется на фронт с санитарным поездом в качестве брата милосердия. А после Октября Сергей Эфрон был в рядах Белой армии. И в сборнике «Лебединый стан» поэтесса прославляет белое движение не по политическим убеждениям, а потому, что там был ее возлюбленный. К этому времени у нее было двое детей: Ариадна и Ирина. Во время гражданской войны семья Цветаевых, как  и большинство москвичей голодала. Пришлось отдать детей в Кунцевский приют, и в нем умерла младшая дочь – Ирина.

 

Ведущий 7:

С 1914 по 1922 – ой год, вплоть до отъезда за границу, Цветаева жила в Москве. И в течение 17 лет жизни за границей, в Германии, Франции, Чехословакии мысленно возвращалась к своему дому в Москве, к этому времени уже разрушенному.

  Московская тема появляется уже в ранних стихах Цветаевой. Москва в ее первых сборниках воплощение гармонии. Прозрачными акварельными красками рисует Цветаева лирический образ города. Облик Москвы цветаевской поэзии светел. Цикл «Стихи о Москве» можно назвать величальной песней Москве. Ощущая Москву частицей своей души, героиня  готова вручить ее, как и свое сердце, тому, кто достоин такого дара. Как наследство, завещает она Москву дочери.

В своих стихах Цветаева всегда экономно использует цвет. В « Стихах о Москве» определяющий цвет – красный. Он дан в сочетании с золотым и синим. Красный цвет в народной традиции неразрывно связан с красотой, любовью, жизнью сердца. Поэт дорожит Москвой не только как родным городом, но и как святыней Отечества.

В 1933 году в Париже ей сказали о том, что ее забыли в России. Она ответила, что «ее просто не знают». Действительно, с 1912 –го по 1920 год – ни одной книги. За границей без читателя.

       5 лет они прожили в Чехии с семьей. Здесь родился их сын – Георгий, здесь были созданы циклы стихов «Разлука», «Стихи к Блоку», «Психея», «Ремесло».

 

Чтец 5:    «Родина»

Чтец 6: У меня в Москве – купола горят!

              У меня в Москве – колокола звонят!

            

   И гробницы в ряд у меня стоят,-

   В них царицы спят и цари.

   И не знаешь ты, что зарей в Кремле

   Легче дышится – чем на всей земле!

   И не знаешь ты, что зарей в Кремле

   Я молюсь тебе – до зари!

 

Ведущий 7:

В 1939 году Марина Цветаева вернулась с сыном в Советскую Россию, вслед за мужем и дочерью. Нелегко было после многих лет недоверчивого внимания привыкать к новым для нее условиям жизни. Арестованы муж и дочь. Вскоре началась Великая Отечественная война. Цветаева попадает с сыном в эвакуацию, оказывается в небольшом городке Татарии Елабуге. Потерявшая близких, разлученная с немногочисленными друзьями, оторванная от литературной среды, находясь в состоянии  полной депрессии 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой.

           Могила ее не сохранилась. На Елабужском кладбище есть только доска: «В этой части кладбища похоронена Марина Цветаева».

           На родине  стихи Цветаевой стали публиковать почти через 20 лет после смерти.

 

Чтец 7: «Я счастлива жить».

 

Ведущий 1:

Как многие поэты, Цветаева охотно верила намекающим «знакам судьбы». Она родилась  в полночь, субботу, в листопад. И прочитала этот гороскоп легко и отчетливо. Рябина навсегда вошла в ее поэзию. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы – она стала символом судьбы, тоже горькой, пылающей творчеством и уходящей в зиму забвения.

 

Чтец 6: Рябину

            Рубили

            Зорькою.

            Рябина-

            Судьбина

            Горькая.

            Рябина

            Седыми

            Спусками…

            Рябина!

            Судьбина

            Русская.

 

Судьбу свою Марина Цветаева предсказала сама и рано. Она предсказала собственное долгое забвение, а затем, после глухоты и немоты, громкую посмертную славу.

 

Чтец 3: Красною кистью

            Рябина зажглась.

            Падали листья –

            Я родилась.

            Мне и доныне

            Хочется грызть

            Жаркой рябины

            Горькую кисть.

 

Звучит стихотворение в исполнении артиста Татьяны Дорониной.

 

Ведущий 2: Марина Цветаева занимает особое место в русской поэзии 20 века. Как личность и как поэт , она сформировалась в насыщенный художественными исканиями атмосфере Серебряного века. Цветаева в нашей литературе  является последним великим романтиком 20 века.

             Независимость и непокорность – характерные черты творчества поэтессы. В силу своей яркой индивидуальности и творческой независимости Цветаева на протяжении жизни не примыкала ни к каким литературным группировкам. Ее творчество можно назвать обособленным. Личность, ее внутренний мир, свобода выбора – основная ценность в творчестве Цветаевой.

 

Звучит песня на слова Цветаевой  «Хочу у зеркала, где муть…» муз. М. Таривердиева.  

 

 

 

Список литературы:

  1. Елена Смолина – «Пока горит свеча», Ярославль,2006 год.
  2. Методическое пособие ЧРИО «Уроки литературы в 5-11 класса», Чебоксары,2000г
  3. О.И.Рогов, «М. И. Цветаева Лирика», Москва, 2006.Программа по русской литературе в 12 классе.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Сайт управляется системой uCoz