| ||||||
|
| |||||
Литературная гостиная "Строки, опаленные войной…"1. Песня “Журавли” (Слова Р.Гамзатова, музыка Я. Френкеля).
2. Слово учителя: 22 июня 1941 года.… Этот день начался не тихой росной зарёй, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Война… “Многие из нас, - сказал на митинге, собравшем писателей Москвы, А.Фадеев, - будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”. “Сражались пером и известные поэты”: Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров.
И пусть не думают, что мёртвые не слышат,
Михаил Кульчицкий: “М.К. погиб 19 января 1943 года под Сталинградом”. “Поэт Николай Майоров!”погиб 8 февраля 1942 года на Смоленщине”. “Поэт Павел Коган погиб 28 сентября 1942 года на сопке Сахарная, под Новороссийском, во время поиска разведчиков”.
I новелла
П. Коган: “Я пытался уйти добровольцем ещё в финскую войну. Но со старших курсов в армию тогда не брали. Известие о войне с Германией застало в Армении, я с трудом добрался до Москвы. Я твёрдо знал, что мы победим. Но знал и другое: будет пролито много крови, и многие не вернутся. Но это не страшит меня”.
1ведущая: Коган Павел Давыдович родился в 1918 году в Киеве. Учился в Москве в Литературном институте. С октября 41-го – в армии. Мужественным, честным, непримиримым к фальши, не любящим мещанского благополучия, таким мы видим Павла в его стихах.
1чтец: Я – патриот. Я воздух русский,
2 ведущая: Он мечтал целиком посвятить себя поэзии, чтобы ярким, смелым и точным словом вдохновлять современников и утверждать на земле высокие идеалы. Мы были всякими, любыми,
2 ведущая: Эти слова – жизненное кредо поэта и солдата. Мы пробьёмся…. Новороссийск. В городе ад кромешный. Линия фронта в 500 метрах от дома. Солдаты отходят буквально по сантиметрам. Здесь интернационал: русские, армяне, грузины, украинцы, азербайджанцы, узбеки…. Но общий любимец – Павел Коган. Всё время за “языком” по горам ползал. Вернётся и всё в записную книжку записывает. “Только здесь, на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь – жизнь…. Нам всегда казалось, что мы всё понимаем. Мы и понимали, но головой. А теперь я понимаю сердцем…. Очень горько не слышать, как твоя дочь начинает разговаривать…. Расскажите ей, что её отец воюет за то, чтоб ей на свете светло было….”
II новелла
Приду к тебе и в памяти оставлю
1 ведущий: Майоров Николай Петрович родился в 1919 году в Иваново. Учился на историческом факультете МГУ. Человек-лирик, влюблённый в искусство и природу, увлечённо изучавший историю и литературу.
2 ведущий: Он был незаметен в пёстрой аудитории студенческой литгруппы. Но к концу первого вечера неожиданно узнал, что будет “первой ракеткой в поэтической команде университета, потому что из разных углов раздавались уверенные голоса: “Пусть почитает Майоров”.
Н. Майоров: “Пусть люди думают, что я трамвая жду,
“Война, даже самая справедливая, ужасна, потому что на ней совершается противоестественное – убийство людей”. 2 ведущий: Немцы наступали под Можайском, и Майоров не мыслил оставаться в тылу, получив распределение, как выпускник МГУ.
Н. Майоров: “Я не безногий, чтобы ехать на работу…. Вспоминаю наши боевые деньки…. Ребята вышли из Москвы пешком, - эшелонов не хватило…. Тяжело идти, но я, дай бог, более или менее вынослив…. Сплю на шинели, шинелью прикрываюсь, в голове – тоже шинель. Не подумайте, что их – три шинели. Всё это случается с одной”.
1 ведущий: Николай Майоров погиб в феврале 42-го года на Смоленщине. Недалеко от Братска почти сравнялся с землёй холмик над могилой двух солдат. Один из них – Майоров. Остались лишь поэтические строки о том, что мечталось, и что не сбылось.
Пусть помнят те, которых мы не знаем:
III новелла
1 ведущий: М.Кульчицкий родился в 1919 году в Харькове. К поэзии его приобщила семья. У Кульчицких все много и увлечённо читали. Любили Пушкина, Тютчева, Фета. Михаил часто брал книги в библиотеке, приносил их пачками. Книга в семье считалась самым желанным подарком.
2 ведущий: Миша научился переплётному делу и всегда приводил в порядок и свои, и библиотечные.
1 чтец: Для меня стихи –
1 ведущий: Закончив школу, Кульчицкий поступает в Харьковский университет, а затем переводится на II курс Литинститута в Москву.
2 ведущий: У него была особая манера, чем у других студентов, держать себя: целеустремлённость в главном и беззаботность в частностях. Он был непосредственным, весёлым, остроумным, беспрестанно сыпал шутками, остротами, весёлыми россказнями.
М. Кульчицкий: “Я никогда не был сильно правильным. То я – серьёзный человек, как педагог говорю с юношами, то сам, как мальчишка, способен залезть на голубятню на окраине города, пройтись по каменному барьеру Москвы-реки совсем над водой, так что смотреть со стороны – дух захватывало”
1 чтец: Мечтатель, фантазёр, лентяй, завистник,
1 ведущий: 22 июня Михаил Кульчицкий подстригся наголо и пришёл в военкомат. Его направили в истребительный батальон. В небе Москвы оборона уже началась.
М. Кульчицкий: “Я плясал на крыше…. Плясал и в такт выкрикивал звонкие строчки стихов…. Кресты “мессершмитов” перечёркивали звёздное небо. Из самолётных труб сыпались “зажигалки”. Они с грохотом рушились на крышу. Я хватал их, по-снайперски точно продолжал свой бесстрашный танец”.
1 чтец: Война совсем не фейерверк,
2 ведущий: В декабре 1942 года Кульчицкий окончил военное училище. Впереди был Сталинградский фронт.
1 чтец: Самое страшное в мире –
2 чтец: Самое страшное в мире –
1 ведущий: Михаил Кульчицкий погиб 19 января 1943 года.
2 чтец: Перебирая наши даты,
Эпилог
2 ведущий: Они были нашими ровесниками. Спорщиками, выдумщиками, идеалистами, целеустремлёнными, не допускающими двуличия, честными, открытыми, стремящимися к истине, храбрыми, мужественными, стойкими.
1 ведущий: Недолюбившие, недопевшие, недожившие. Ушедшие на фронт с винтовкой и блокнотом, каской и пером, сохранившие в своих сердцах пламенную любовь к родному городу, Родине, России!
2 ведущий: Они сказали своё слово! Они победили! Но призрак войны не канул в вечность. Как ему противостоять? Где найти точку опоры? Об этом размышлять нам.
Песня “Ровесник”.
Слово учителя: Молодость… Юность… Романтика…. Безграничная вера в добро, справедливость, счастье. Жажда жизни, полной свободы…. И мечты, стремящиеся своей крылатой мыслью туда, где никто не был, где можно узнать новое, неизвестное, невиданное. Мечты об алых парусах и бригантине, отправляющейся в открытое море надежд, полное опасностей, как в стремительной жизни, в которой без преодоления препятствий не может быть собственных побед.
| ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |